Войти или зарегистрироваться чтобы ответить!

Ответы


Вау, не все, как оказалось, ну ладно.:))
от: R 10 months ago ответ
Сэр "Популя", я Вас ненавижу! Да как Вы смеете такими эпатажными выходками оканчивать достойный текст.
от: reimers 10 months ago ответ
Я забыл, что это борда не терпит графоманства.:) Специально для Вас сейчас разобью на куски, но это же будет неудобно читать.:)
от: R 10 months ago ответ
Ахаха, сделал мой день!
от: root 10 months ago ответ
Одной из больших вех в истории джаза считается Body and Soul Коулмана Хокинса: https://www.youtube.com/watch?v=zUFg6HvljDE
Разумеется, она появилась не на пустом месте, и до него импровизаторы на ходу сочиняли мелодии очень далекие от темы. Но здесь, наверное, впервые изобретательность солиста как "композитора" явно вынесена на передний план. Говорят, что он вообще не собирался ее записывать, в какой-то момент в студии его «заставили» что-нибудь еще записать, хотя материал у него кончился. Нехотя, он согласился, и получилось следующее: он импровизирует на тему Body and Soul (популярная песня того времени) где-то то до 0:50, а затем полностью бросает эту мелодию и начинает на ходу сочинять новые мелодии так, чтобы они подходили под последовательность аккордов. В сущности это схема импровизации стала дефолтной с тех пор до сегодняшнего дня.

Наступили послевоенные времена. В районе 52-улицы Нью-Йорка сформировалось сообщество отщепенцев, которых либо по каким-то причинам выгнали из биг-бенда, либо им надоело постоянно жить в автобусе. Все эти товарищи джемили по ночам в клубах небольшими составами (~по 5 человек), на сцену мог вылезти кто угодно. Но для того, чтобы фильтровать людей эти товарищи стали играть так, что «не свои» не могли бы ничего сделать: обычно они играли в бешенном ритме, иногда меняли тональность на полтона после каждого куплета, иногда вставляли большое количество дополнительных аккордов в известную тему и т.д. Манера импровизации всегда как у Хокинса: т.е. тема играется 1-2 раза в начале, а потом остается только последовательность аккордов. Кто не мог выдержать, шел домой тренироваться. Разумеется, это привело к ряду изменений в музыке, для примера: ударнику, чтобы выдержать быстрый ритм пришлось перенести ведущую роль «снизу» на тарелки (на них это было делать проще). То, что получилось, получило название «би-боп». Как мне кажется, это в сущности то, что мы сейчас ассоциируем с джазом: небольшой клуб, прокуренный воздух, маленькие составы, спонтанные джемы. Как панки бы выразились, без примеси «эстаблишмента» (хотя и там он покопался, т.к. авторские права распространяются на мелодию, а не на последовательность аккордов). И даже до сих пор: то, что мне удалось услышать в Вашингтонских клубах, например, в первую очередь наследник би-бопа.
от: R 10 months ago ответ
Две ключевые фигуры: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Вот хороший пример, опять на тему старой популярной песни, теперь Cherokee:
https://www.youtube.com/watch?v=okrNwE6GI70
Несколько опорных точек, чтобы лучше понимать, что происходит.
До 0:25 идет тема (которая, на мой слух не имеет отношения к дальнейшему, но примечательна импровизацией Паркера (саксофон). Я слушал две записи: удачную и фальшстарт сделанные подряд, если тема Гиллеспи почти одинаковая в двух случаях, следовательно сочинена заранее, то Паркер абсолютно непредсказуем и видимо мог сочинять находу с невероятной скоростью).

Дальше начинается импровизация по тому же принципу, что и в Body and Soul, только в очень быстром ритме. Есть легенда о том, как один известный музыкант рассказывал другому, как он слышал молодого неизвестного музыканта Чарли Паркера: «ну это вот так», сказал он, и поставил Лестера Янга на двойной скорости. По-первости хочется действительно замедлить музыку раза в два, потому что не успеваешь расслышать мелодии. Тем не менее, он часто играет именно мелодии: например, в двух первые частях AABA формы, он каждые 8 тактов возваращется к одной и той же теме: 0:25, 0:32, 0:38 и 0:44.
На 0:51 начинается часть B состоящая почти полностью из модуляций (поэтому музыканты эту часть боялись и избегали, даже Паркер поначалу играет для себя очень аккуратно).
1:05 начинается последняя часть куплета A.
_________________
1:16 начинается новый куплет, отмеченный паузой на саксофоне и двумся аккордами на фоно.
К слову о том, что Паркер постоянно играет мелодии, а не просто "бубубудудуду", начинает он с цитаты известного марша: https://www.youtube.com/watch?v=MjAQrcBFk6E#t=1m22s (флейта).
_________
Дальше соло на ударных и еще раз начальная тема.
от: R 10 months ago ответ
Giant Steps.
В общих чертах то, что делает Колтрейн очень похоже на то, что делал Паркер в Ко-ко. В Giant Steps тоже очень быстрый ритм, частые модуляции (порядка 10 модуляций за куплет, до того, как начнется импровизация, тональность меняется на каждые ноту-две мелодии). Разница заключается в частности в том, что модуляции Колтрейна в очень далекие тональности. Например: если играть сначала только по белым клавишам, а потом вместо ноты F начать играть F#, то получится аккуратная модуляция из до-мажора в соль-мажор. Это ~тот принцип, по которому построена прогрессия (последовательность аккордов) в Cherokee (Ko-ko). У Колтрейна же почти каждый такт появляется большое количество диезов или бемолей (обычно он смещает тональность на большую терцию, что приводит к появлению 4 диезов или 4 бемолей, этот принцип в итоге закрепился в теории под названием Coltrane Changes.). В этих жестких условиях он умудряется очень энергично и эмоционально импровизировать. В сущности это итог развития раннего Колтрейна, которому было тесно в тональных условиях, и он постоянно выходил за рамки отведенного ему аккорда. Giant Steps – один из ключевых переходов к современному джазу.

Ниже я в первую очередь обращаю внимание на всякие формальные штуки: повторяющиеся куски мелодии и т.п. Потому что мне кажется, что ощущение "дудит и дудит" в музыке возникает тогда, когда слушатель теряет интуитивное ощущение формы.
от: R 10 months ago ответ
Итак https://www.youtube.com/watch?v=30FTr6G53VU
Тема играется два раза. Как и прогрессия, мелодия по-большей части состоит из скачков терциями; в ней почти нет обычного для мелодичной или, например, народной музыки поступенного движения.

0:14 второй раз играется тема.

0:27 первый куплет импровизации. Он начинает с импровизированной темы (назовем ее «заглавной»), которая будет звучать почти в начале каждого куплета. Т.е. в некотором смысле, не смотря на весь авангардизм, это возвращение к мелодической свинговой традиции. Один из вариантов построения импровизации из коротких мелодических кусков -- секвенция: сыграть короткую мелодию потом ее же начиная с другой ступени, потом еще раз начиная с третьей ступени и т.д. При этом модулируя ее вслед за сменой аккордов. Это происходит, например, на 0:30 и тоже становится лейтмотивом.

На 0:39, в конце первого куплета своего рода подпись: две ноты фирменным колтрейновским скачком с фирменным колтрейновским тембром, потом пауза и на такт впереди паровоза новый куплет. Как мне кажется, Колтрейн, чтобы в конец не запутать слушателя, почти всегда помечает здесь начало и концы куплетов, либо паузой, либо повторением головной мелодии.

0:40 Второй куплет импровизации. Второй куплет более задумчивый, чем первый: он начинается с растянутой ноты, и эта идея несколько раз вернется во втором куплете. В том же месте что и в предыдущем куплете секвенция-лейтмотив.

0:53 После небольшой паузы третий куплет. Начинается почти также как и первый. Отголосок заглавной мелодии всплывет еще раз в середине этого куплета. В том же месте, что и в прошлых куплетах секвенция (точнее ее разгромленные остатки). Кончается задумчивыми растянутыми нотами, как во втором куплете.

1:06 Четвертый куплет, опять в начале очень близок к первому. К концу куплета появляются длинные агрессивные, жужжащие ноты, перетекающие в следующий куплет.

1:20 Пятый куплет. Начинается с небольшой паузы, затем вибрирующие ноты из конца четвертого куплета. Еще более агрессивный тембр на протяжении всего куплета.

1:33 Шестой куплет, начинается опять с темы первого куплета, включая секвенцию, но сыгранные с новым грязным тембром.
от: R 10 months ago ответ
1:46 Седьмой куплет, опять заглавная тема в начале. Где-то в середине (1:56) небольшая пауза, по-моему, сделанная, чтобы перевести дыхание (каждый из прошлых куплетов хотя и был тоже с паузами, но звучал на одном дыхании).

2:00 Восьмой куплет. Начался чуть задом наперед – сначала новая мелодия, потом секвенция из первого куплета, потом начальная мелодия из первого куплета. В целом, как мне кажется, он превращает случайную паузу из седьмого куплета в идею, и импровизация становится намного более отрывистой.

2:13 Девятый куплет после небольшой паузы. Как и в прошлом куплете, он играет начальную тему не сразу, а через несколько секунд после начала.

2:26 Десятый куплет, теперь он начал периодически забираться в верхний регистр своего саксофона иногда с несколько хриплым, но опять фирменным колтрейновским звуком.

2:39 Одиннадцатый, последний куплет. Разрабатывает те же идеи, что и прошлый, но звук стал еще более натужный и блюзовый. Очень прекрасен момент на 2:52, когда ударник как-то очень явно говорит Колтрейну «Харош, харош уже, дай другим поиграть». Колтрейн замолкает.

____________________
А теперь обратите внимание, как на те же аккорды играет очень крутой, но не столь гениальный клавишник (сильно позже он все-таки запишет хорошую импровизацию на эту тему).

2:54 Первый куплет импровизации пианиста. Он успел запомнить тему, с которой начинался первый куплет Колтрейна, и начинает с нее же. Но если все фразы Колтрейна были круглые и оконченные, то уже к 2:58 пианист спотыкается посередине и не знает, что играть.

3:05 Второй куплет. Много очень интересных мелодических идей, но пианист постоянно не может их связать с атональной прогрессией и спотыкается.

3:18 Третий куплет. Ритмически интересное, живое начало, но очень скоро опять неловкая пауза.

3:31 Четвертый куплет. «Ну не шмогла я». Отчаявшись справиться с этим безобразием, пианист просто играет аккорды.

____________
3:44 Инициативу перехватывает Колтрейн и играет еще один куплет. В этом и следующем куплетах Колтрейн соединяет все идеи, наработанные им, в процессе импровизации: заглавная тема, секвенции, блюзовые завывания и т.д. Очень выразительный и, по-моему, один из лучших моментов, почти итог всей истории на 3:52, где Колтрейн играет очень задумчиво и в «своем» чуть запаздывающем ритме, здесь начало того, что будет на Love Supreme.

3:58 Последний куплет. Еще раз прото-Love Supreme на 4:05.

4:11 От импровизации все возвращаются к теме Giant Steps.
от: R 10 months ago ответ
Как-то так. По большей части, как мне кажется, это все о превращениях энергий и напряжений из одной формы в другую. Здесь может быть не так много фракталов, как у Паркера, когда и издали красиво и вблизи по-другому, но тоже красиво (все эти быстро проскакивающие мелодии). В случае Колтрейна иногда кажется, что, например, повторения мелодии вызваны, может, не столько изобретательностью, сколько ее недостатком. Здесь по-другому: задано потенциальное поле из недифференцируемых функций в виде атональной последовательности аккордов, в это поле помещают гениального музыканта и смотрят, как это дело будет эволюционировать (характерный момент, когда новый поворот в импровизации возникает из-за случайной паузы от сбившегося дыхания).

Пыщ.
от: R 10 months ago ответ
Очень хорошо, спасибо. Но для меня Колтрейн сложноват-с.
от: Смит 10 months ago ответ
А тут сложноват, например?
https://www.youtube.com/watch?v=f1xe7FDsQWY
Вот я примерно про это говорил, что "понятен даже детям."
от: R 10 months ago ответ
Почти дотягиваюсь. Но нужно слушать когда есть силы, это музыка, а не как я привык "поставить что-то в фон". На самом деле, я ведь почти не слушаю музыку.
от: Смит 10 months ago ответ
Я могу какой-нить простенький acid jazz, Masfel верх сложности который я могу слушать.
от: Смит 10 months ago ответ